100-летие ВВС России – день открытых дверей на аэродроме г. Энгельс

12 августа, как и в прошлом году посетил день открытых дверей на военном аэродроме г. Энгельс. Мероприятие само по себе интересное (не каждый раз есть возможность посетить закрытый объект и посмотреть живьем на стратегические бомбардировщики), а в этом году еще и столетний юбилей ВВС России, поэтому пропустить никак было нельзя.

Приехали в Энгельс пораньше, к 10 часам, чтобы ничего не пропустить (начало мероприятия было назначено на 11:00). Около первого КПП, откуда маршрутки должны довозить людей до аэродрома, уже стояла целая куча машин (мне показалось, гораздо больше чем в прошлом году). Как обычно, организация мероприятия начала радовать практически сразу – на площадку, откуда должны отъезжать маршрутки стояла длинная очередь. Сначала нам показалось, что работает какой-то полицейский контроль, но когда мы подошли ближе, выяснилось, что народ просто просачивается на площадку сквозь дырку в заборе (куда мог протиснуться один человек). В то же время как калитка, расположенная рядом, в 10 метрах была тупо закрыта. Попав на площадку и оценив размеры очереди (она была сравнима с очередью к мавзолею дедушки Ленина), а также отсутствие каких-либо транспортных средств, мы решили двинуться на аэродром пешком. Огромное количество людей пришли к такой же мысли, поэтому по дороге к аэродрому шагала приличная толпа людей, периодически огоняемая чадящими КАМАЗами и УРАЛами, битком набитыми военными авиаторами и их родственниками, а также всякими пафосными автомобилями с номерами прокуратуры, МВД и т.д. и т.п.

На площадке, где планировалось мероприятие, как и в прошлом году стояли бомбардировщики Ту-160 и Ту-95МС, вертолет МИ-8 и зенитный комплекс С-300 (если я не ошибся) из подразделения ПВО, охраняющего аэродром. Бомбардировщики в этом году были другие (ТУ-160 “Николай Кузнецов” и ТУ-95МС “Козельск”). Как обычно, около самолетов и техники скопились огромные очереди, для того, чтобы попасть в кабину, а МИ-8 и ракетная установка были густо облеплены детьми.

В 11:00 персонал авиабазы был торжественно построен, но ничего не происходило. Примерно с полчаса все маялись на жаре, ожидая прибытия губернатора Саратовской области. После прибытия чиновника начались поздравительные речи и вручение подарков. Выступил начальник авиабазы, губернатор Саратовской области Валерий Радаев, заместитель председателя правительства Самарской области Иван Миронов, генеральный директор генеральный директор ОАО «Казанское авиационное производственное объединение им. С.П. Горбунова»  Васил Кадымович Каюмов и другие официальные лица. Особо отличившихся авиаторов оарили подарками (фотоаппараты и сплит-системами) и присвоили звания. Товарищи военные (особенно кто помоложе), естесственно были рады и получали новые погоны с нескрываемой радостью на лицах :)

После вручения наград и подарков прошел небольшой парад – военные торжественно ходили строем по плацу, пронося знамя полка.

Затем, когда торжественная часть закончилась, народ ломанулся смотреть на, пожалуй, самую интересную часть праздника – взлет бомбардировщиков ТУ-160 и ТУ-95МС, которые должны были отправиться на авиашоу в Жуковском. Сначала должны были взлетать ТУ-95МС, которые выруливали на взлетную полосу где-то очень далеко. Народ сначала не понимал с какой стороны находится сама взлетно-посадочная полоса, но когда самолет занял стартовую позицию все стало ясно и люди повалили с бетонной площадки прямо в поле, поближе к полосе. Военным, естесственно, это не очень понравилось и 2 – 3 человека постоянно загоняли особо высунувшихся обратно, со словами “вот щас как Ту-160 полетит, оглохнете! держите детей, детей держите!” :) Особенно старались фотографы с разнообразной техникой (от телевиков до любительских мыльниц), которые стремились вылезти как можно дальше вперед, чтобы в кадр не попадали чужие головы :)

Наконец самолеты пошли на взлет и в течение какиех-то 20 минут взлетели все – три ТУ-95МС и четверка ТУ-160. После взлета через какое-то время они появились над аэродромом, построившись в тройку и ушли в сторону Москвы.

После этого смотреть особо ничего не стали, поскольку многочасовую очередь, чтобы попасть в кабину самолетов отстаивать не хотелось (другие блогеры пишут, что некоторые люди стояли по 4 часа o_O). Дожидаться четырех часов, когда самолеты должны были вернуться с авиапарада в Жуковском не хотелось, а в музее дальней авиации мы были в прошлом году. Экспонатов, там судя по всему, не прибавилось, ещё и дети густо облепили всю доступную технику :) Да и солнышко, несмотря на облачное небо, здорово напекло головы. Поэтому мы отправились домой, также как и пришли – пешком. К сожалению, в отличие от прошлого года, не было ни одного ларька или палатки, чтобы купить какой-нибудь  сувенир – магнитик или значок. Очень жаль – на 100-летний юбилей можно было бы подсуетиться. Понятно, что самим военным такой коммерцией заниматься не с руки – но IMHO, руководство города могло бы как-то постараться. Но, к сожалению, на поле присутствовали только пара палаток с прохладительными напитками и мороженым (к которым стояла длиннющая очередь).

Выезжать от первого КПП было очень трудно – огромное количество машин выстроилось в огромную колонну, поскольку выезд с площадки был очень узкий и машины, двигавшиеся в двух направлениях ползли очень медленно.

Но, несмотря на все перечисленные минусы, в целом день открытых дверей понравился – не каждый раз можно увидеть вблизи боевые самолеты, которых в РФ осталось всего 15 штук (Ту-160), да ещё и посмотреть на их взлёт. Организация, конечно, расстроила – IMHO, если бы руководство города или области приложило минимум усилий – вполне можно было бы организовать нормальный праздник – с транспортом, едой, сувенирами и т.п. Но – спасибо и на том, есть хотя бы такое :) Во времена СССР, конечно, ни о каких “днях открытых дверей” на территории авиабазы, где базируются стратегические бомбардировщики и думать не приходилось.

Остальные фото – в альбоме Google+.

100-летие ВВС России (2012)

Ещё много отличных фоток в блоге Дениса Аникина.