Inception / Начало

Посмотрел на днях новый триллер Кристофера Нолана — «Начало».

Фильм, сразу скажу, отличный, оправдал все наши ожидания. Кристофер Нолан, мастер психологических триллеров, таких как «Memento» и режиссер шедевральных (на мой взгляд) «Бэтмен: начало» и «Престиж», вновь подтвердил своё мастерство.

под катом — небольшие спойлеры.

Сюжет рассказывает о группе людей, возглавляемых Домом Коддом (Леонардо ДиКаприо), занимающихся промышленным шпионажем, похищая идеи из подсознания сотрудников конкурирующих корпораций. Для извлечения информации человека искусственно погружают в сон, после чего команда «извлекателей»  входит туда же и крадет требуемое из подсознания человека. Кодд когда-то потерял жену и возможность вернуться домой, в Соединенные Штаты и однажды он получает предложение не украсть что-то — а поместить идею в подсознание человека, таким образом, чтобы тот не осознал её искусственности. Ставка — восстановление статуса законопослушного гражданина и возможность вернуться в США к своим детям.

В фильме  заметно влияние идеи «Матрицы» братьев Вачовски, идеи о нереальности окружающего мира (которая, кстати сама по себе тоже не нова — еще в древнеиндийской философии существовало понятие «майя» обозначающее нереальность, иллюзорность окружающего мира, скрывающего тем самым свою истинную суть). В «Матрице» окружающая людей симуляция была компьютерной моделью, то в фильме Нолана — это подсознание людей, погруженных в искусственный сон. В «Матрице» главным героям противостоят защитные программы, двигаемые искусственным интеллектом, а в «Начале» — это порождения человеческого разума, «проекции» людей из реального мира, обороняющиеся от вторжения извне. И тут, и там есть архитектор — в «Матрице» — это искусственный разум, построивший всю систему-симуляцию, в «Начале» — девушка-студентка (с характерным именем Ариадна), занимающаяся построением уровней-лабиринтов, представляющих собой пространство для работы извлекателей.

Но несмотря на некую похожесть, «Начало» выглядит совершенно не вторичным, а цельным фильмом. Нолан закрутил еще круче чем братья Вачовски — здесь реальность вложена одна в другую — сон существуюет внутри другого сна. Герои погружаются на три уровня «вглубь», рискуя застрять в подсознании навечно. Вкупе с разной скоростью течения времени на разных уровнях, все это смотрится очень круто — начиная со второй половины фильма действие настолько закручивается, что начинаешь смотреть не отрываясь, забыв даже о приличной длительности фильма (2.5 часа).

Такая шикарная идея, которая используется в фильме, разумеется потребовала соответствующих спецэффектов (так как фильм грамотно балансирует между психологическим триллером и боевиком). Несуществующая реальность — подсознание позволяет невероятно трансформировать пространство, строить парадоксальные объекты, невозможные в реальном мире (типа лабиринта Эшера), чем активно и пользуются создатели спецэффектов фильма. Тут есть все: сворачивание улицы в своеобразный «бутерброд» (этот момент есть в трейлере, наверняка многие видели), появление товарного поезда посреди обычной улицы мегаполиса, полеты и драки в условиях изменяющейся гравитации внутри отеля (это впечатлило, пожалуй, больше всего). В общем эффектов в фильме досататочно и смотрятся они весьма свежо. Также имеет место небольшая, но шикарная перестрелка в духе «Пекла»/Heat Майкла Манна.

Ну и нельзя не отметить, шикарную открытую концовку фильма.

Актеры хороши все как один. Леонардо Ди Каприо, за последние 10 лет заметно возмужал и заматерел, и на мой взгляд, стал гораздо лучшим актером чем в молодости (я имею в виду фильмы до конца 90-х годов) . Последние фильмы («Отступники», «Остров проклятых», «Авиатор», «Кровавый алмаз»), да и фильм Кристофера Нолана убедительно подтверждают это.

Остальные актеры не так известны (во всяком случае мне), за исключением Кена Ватанабе, японского актера который последнее время часто появляется в голливудских фильмах («Последний самурай», «Мемуары гейши», «Бэтмен: начало»), Киллиана Мёрфи («Сияние»/Sunshine, «Бэтмен: начало», «28 дней спустя») и Майкла Кейна, сыгравшего отца Кодда (пара небольших эпизодов, но тем не менее, приятно было увидеть хорошего актера, пусть даже и в небольшом камео).

Роль Ариады, девушки-архитектора реальности в снах исполнила Эллен Пейдж, со времен «Леденца»/Hardcandy, где я увидел ее первый раз, превратившаяся из девчонки-подростка в молодую симпатичную девушку.

Саундтрек фильма тоже весьма хорош, и отлично подходит к видеоряду. Музыка Ханса Циммера, композитора, с которым Нолан отлично сработался еще в «Бэтмен: начало» и «Темном рыцаре» в особо напряженные моменты трансформируется в зловещий трубный гул, который периодически возникает на протяжении всего фильма и запоминается больше всего.

Подытоживая все перечисленное, могу сказать — если вы еще не посмотрели «Начало», обязательно стоит посетить кинотеатр или посмотреть на DVD/Blu-Ray. Мне кажется, фильм Кристофера Нолана станет одним из лучших кинособытий этого сезона. Кино дает пищу для ума и усладу глазу — не каждый голливудский блокбастер способен на такое 🙂

Inception / Начало: 3 комментария

  1. По-поводу идеи фильма скажу, что получился дикий коктейльчик из Матрицы и Карлоса Кастанеды 🙂

    Так ты, что думаешь он в лимбе остался или проснулся?

Обсуждение закрыто.