Утес Степана Разина

В воскресенье совершили с подругой небольшое путешествие – съездили на утес Степана Разина, который находится  в Красноармейском районе Саратовской области, недалеко от села Белогорское. Совершить такую поездку я собирался давно, но долго  раскачивался, да и подходящей компании никак не набиралось. Теперь наконец созрел :)

Основная масса информации (советы как проехать и что посмотреть) была почерпнута из объемистой темы на Автосаратове. Отдельное спасибо джиперам и геоэкэшерам, указавшим альтернативные дороги, по которым можно доехать до села (ниже станет понятно почему).

Итак, в воскресенье запасшись парой фотоаппаратов (зеркалкой и мыльницей, на случай если зеркалка заглючит :), GPS-навигатором, едой и водой, около 11 часов дня (поздновато, IMHO) выдвинулись в путь. Ехать до Белогорского нужно по трассе Р-228 на Волгоград, густо утыканной знаками “обгон запрещен”. Автосаратовцы упоминали о знаках и инспекторах ДПС еще в 2007 году, поэтому я был очень осторожен. Но первая половина поездки прошла довольно уныло – трасса в некоторых местах состоит из двух полос и скорость падала чуть ли е до полной остановки. Из-за невозможности обогнать здоровые фуры за ними выстраивались длинные очереди. Нервные нетерпеливые водители, естесственно, пытались нарушать знаки и разметку, за что и были наказуемы  инспекторами. Как бы то ни было, потом дорога расширилась, пробки рассосались и я поехал гораздо бодрее :)

многа букаф и фоток inside

До поворота к Белогорскому по трассе ехать около 100 километров, после поворота к селу, сначала идет небольшойотрезок асфальта а дальше начинается полнейший ахтунг – щебенчатая дорога, густо усыпанная кусками  щебня и скальной породы размером с кулак. Ехал на бедной Клюхе и чуть ли не плакал.. К счастью, все те же автосаратовцы указали на то что вскоре после поворота можно съехать с этой чудовищной щебенчатой дороги на грунтовку, которая идет паралльно и часть пути проехать по ней, что я с радостью и сделал. В момент съезда на грунтовку увидели джип Ford Explorer с такими же туристами как и мы, который медленно прополз мимо. Грунтовка оказалась весьма неплохой укатанной дорогой и я позволил себе разогнаться до 50 км/ч. К сожалению закончилась она довольно быстро и пришлось выезжать обратно на щебенку (к счастью, к этому моменту джип мы уже опередили и ему всю оставшуюся дорогу пришлось ехать за мной в хвосте пыли :)

10 километров дороги до Белогорского закончились крутым спуском вниз, к селу. Дорога здесь стала вообще чудовищной – помимо щебенки слева и справа от дороги обнаружились огромные промоины, видимо оставшиеся после весны. К счастью, спуститься удалось без каких-либо приключений (было только очень жаль подвеску несчастной Клио).

Вот пара фотографий

 – дорога обратно. уклон около 35 градусов. Это еще относительно нормальный кусок дороги, на страшных участках не хотелось даже останавливаться чтобы сделать фотку :)

 

 

 

 

 – въезд в село

 

 

 

 

 

Само Белогорское произвело довольно гнетущее впечатление – пустынное село, обвалившиеся дома, старая проржавевшая техника и очень мало людей на улице (мы видели всего человек 5-7). Катя даже пошутила, что мы въезжаем в подобие городков из американских фильмов ужасов типа “Техасской резни” или “Поворота не туда”. Вдалеке, правда, периодически сновали машинки (преимущественно джипы), вздымая клубы пыли, что вселяло уверенность в том что все будет хорошо.. Водопровода и газа в селе нет (хорошо еще что электричество присутствует), школа давно закрыта – в общем, все признаки умирания налицо.

Сначала решили съездить посмотреть на памятник советским летчикам – героям Великой Отечественной. Памятник представляет собой самолет на берегу Волги. Найти его, как и писали на Автосаратове, оказалось довольно легко – нужно было свернуть на грунтовку слева от оврага, разделяющего село и проехать по ней до конца около километра.

 

Монумент открыт в 1975 году и почему-то представляет собой самолет Миг-17.  Надпись на фюзеляже – Николай Скоморохов (не знаю, летал ли на этом Миге советский ас или нет). Немного пофоткались, посмотрели на волжские просторы с обрыва – Волга здесь довольно широкая и вид открывается потрясающий – противоположный берег теряется где-то в дымке вдалеке. Обрыв очень крутой и упасть с него чревато, поэтому к краю подходил с опаской :)

Если проехать чуть дальше вдоль берега, то пишут что есть съезд к неплохому пляжу с пришвартованной баржей, но мы туда не поехали, а вернулись обратно в село. В центре Белогорского есть небольшой садик, в котором находится памятник Герою Советского Союза, летчику Николаю Скоморохову. Памятник представляет собой бронзовый бюст, находится в самом центре села и виден практически из любой его точки. Подъехали посмотреть и сфотографировать.

Когда выходили из садика, к нам подошел колоритного вида местный житель с вопросом “А музей смотреть будете?”. Мы сделали большие глаза – “А что есть еще и музей?” (поскольку никто из Автосаратовцев не упоминал об этом, все видимо ехали сразу на Утес). Поскольку времени было достаточно, да и интересно, решили зайти посмотреть. Сам музей расположен в давно закрытой сельской школе (которая раньше была церковно-приходской). Мужичок, которого, как выяснилось зовут Петр Михайлович Парамонов, оказался бывшим директором школы, большим энтузиастом родного края.

Я предполагал, что сейчас мы увидим что-то типа музея летчика Скоморохова, но это оказалось что-то типа местного музея краеведения. Парамонов собрал там всевозможные экспонаты, найденные на территории села и окрестностей, деревенскую утварь и инструменты, старую советскую символику и технику – в общем, сборная солянка, осматривать которую с комментариями хранителя было довольно интересно. На вопрос, сколько сейчас жителей в Белогорском, Петр Михайлович ответил, что сейчас осталось около 50 человек. Через какое-то время я немного утомился и стал порываться прекратить экскурсию и двигаться дальше, но хранителю, видимо, было довольно одиноко и он радовался очередным посетителям, поэтому никак не хотел отпускать нас, пока мы не посмотрели все залы. Из вежливости посмотрели всё, еще раз уточнили дорогу к основным местным достопримечательностям и поехали дальше. Напоследок Петр Михайлович показал нам колодец с питьевой водой (впоследствии оказавшийся, по сути, родником, так как никакого черпака или ведерка там не оказалось).

Дальше поехали к самому утесу – к нему ведет грунтовая дорога справа от оврага, разделяющего село. Ехать пришлось довольно долго (я ожидал, что утес находится ближе селу). С грунтовки есть несколько поворотов налево, в сторону Волги, если свернуть на одном из них, то попадаешь в своеобразное ущелье, где находится старая кирпичная печь для обжига гипса – единственный остаток алебастрового завода, некогда располагавшегося в овражке. Дорога вниз в ущелье вела страшноватая, но спуститься было реально. Но когда мы вылезли из машины отдохнуть и перекурить, нас мгновенно облепила мелкая мошка, которая довольно сильно кусалась. На моей белой майке были особенно заметны тысячи их :) Кусаемые мошкой мы запрыгнули в машину и решили уехать из этого нехорошего места настолько быстро, что не стали фотографировать даже трубу (она в общем-то довольно унылая и есть на десятках других фото). Правда, как выяснилось потом мерзкая мошкара была не только в этом месте, а практически везде :)

Добравшись наконец до утеса обнаружили палаточный лагерь, с пяток машин из соседних областей и людей, купающихся в самом низу, под обрывом на маленьком пляжике.  Вода при взгляде с обрыва выглядела уж очень зеленой и цветущей, я бы в такую купаться не полез :)

Недалеко от утеса обнаружились вот такие забавные каменные фаллосы, которые народ любит активно фотографировать :)

Вид с обрыва открывается совершенно потрясающий, как и от самолета – Волга здесь очень широкая и при нужном ракурсе побережье напоминает берег где-нибудь в Крыму. Справа – живописная Дурман-гора, на которую мы не рискнули ехать из-за небольшого просвета у Клюхи (джиперы и Парамонов отсоветовали туда лезть), хотя надо было попробовать. Судя по фотографиям вид с горы открывается еще более шикарный.

Сделав несколько фоток, поехали обратно в Белогорское. Во второй раз преодолев половину ужасной щебенчатой дороги, ведущей в село, решили воспользоваться другим советом с Автосаратова – свернули на старую грунтовку, которая вела от Белогорского к трассе. Эта грунтовка оказалась гораздо более приятной по сравнению с щебенкой – никаких кочек или ухабов, да и проходила в основном через тенистую лесополосу. Я опять разогнался до 50 км, Катя смотрела повороты и направление по Google Maps в Андроиде – в общем, ощутили себя участниками ралли-рейда :)

Дорога эта выходит на трассу Р-228 напротив поворота в деревню Каменка, которую мы тоже решили посетить, чтобы посмотреть разрушенный немецкий костел. До Каменки добрались быстро – ехать всего 5 км по достаточно ровной асфальтовой дорожке.

Костел нашли быстро – он возвышается над деревенскими домами и виден издалека. Каменный костел была основан в 1907 году на месте сгоревшего деревянного. Построен в неоготическом стиле. Красивое сооружение к сожалению давно уже разрушается, по словам местных жителей совсем в негодность костел пришел во время перестройки. В 2004 году сгорел деревянный купол и постепенно обвалились перекрытия..  Остались лишь несколько перегородок на крыше. Очень грустно было видеть такой архитектурный памятник в таком запустении. В окнах до сих пор сохранились остатки деревянных витражей. И хотя каменная основа строения в общем цела и можно было бы заняться реставрацией здания, к сожалению, это явно никому не нужно – ни местной, ни областной властям..

Ну и в завершение нашего путешествия решили заехать в село Усть-Золиха, где находится еще одна достопримечательность – разрушенная лютеранская церковь (кирха). Усть-Золиха находится всего в километре от Р-228, но ведет туда довольно раздолбанная асфальтовая дорога, горадо хуже чем в Каменку. Тем не менее добрались до села благополучно. Кирпичная кирха также видна издалека (село лежит чуть в низине). Здание производит еще более гнетущее впечатление чем костел – здесь не осталось ничего, кроме кирпичных стен. В оконных проемах еще видны остатки витражей, но перекрытия и крыша давно пропали. Посмотрев на сие печальное зрелище, поехали обратно домой.

Обратная дорога пролетела как-то быстро, на въезде в Саратов уткнулись в обычную пробку на спуске с Алтынки. В целом поездка очень понравилась, в следующие выходные возможно совершим выезд еще куда-нибудь :)

В заключение могу сказать, что Clio проявила себя очень достойно, успешно носилась по проселочным дорогам и преодолевала гравийно-щебенчатые препятствия. Пару раз, конечно, чирканул защитой, но для машины с клиренсом 12 см, я считаю это вполне нормально. Немного досаждала степная пыль, поднимающася густым шлейфом и проникающая во все щели. К счастью в салон она почти не попадала, скапливаясь на крышке багажника и на порогах дверей. Но при каждом открываний двери вздымалась густыми облаками :) Из-за этого пришлось практически весь день ездить с задраенными стеклами и включенным кондиционером, что, разумеется сказалось на расходе бензина (средний расход летом у меня 11,5л/100км). Общий километраж за деь составил 289 км.

Все остальные фото здесь.

Утес Степана Разина: 7 комментариев

  1. “около 11 часов дня (поздновато, IMHO) выдвинулись в путь” на этой фразе я густо покраснела ^_^
    Хорошо описал, от себя могу добавть лишь то, что в музее, в силу моего любопытства, мне было интересно всё, независимо от общительного дядечки))

  2. numark :
    Как бэ намекаешь на могучую Clio? :)

    да, видел на днях, как ты мимо меня стремительно промчался на своей инвалидке :)

  3. Здравсвуйте. Не осталось ли телефона Петра Михайловича?

  4. Молодцы, ребята!
    А то все по заграницам, понимаешь, про достопримечательности родины и не вспоминаешь.
    А тут такие утесы Дувра прямо под носом!

Обсуждение закрыто.